Устои, наследия и предания хантов

Вернуться в базу знаний
Традиции хантов

О малочисленной, но удивительной народности ханты, они же югры, они же остяки, написано немало книг. Это понятно – ведь интересно, как можно выживать на заснеженном севере, где практически нет лета. При этом следовать «приданиям глубокой старины», веками создавая свою культуру, блюсти свои традиции, до сих пор выстраивать национальные жилища.

Около тридцати разновидностей построек для жилья придумали себе ханты, это разнообразные хозяйственные постройки, домики для священных обрядов и для изображения тех, кто умер. Есть отдельные помещения для будущих мам, для собраний и, конечно, жилье где они живут, кушают, спят. Ханты строят себе устойчивые стационарные домики и такие, которые можно легко собрать, установить и разобрать.

Те, кто занимается рыболовством или охотой, в каждом поселении имеют свою «квартиру», оленеводы возят с собой жилище. Там, где им надо остановиться, они устанавливают чум.

Жизнь малочисленной народности в настоящее время можно рассмотреть с близкого расстояния, каждого, интересующегося их жизнью, ждет комфортная придорожная гостиница. Из отеля можно не «понаслышке» ознакомиться с бытом и устоями северного народа. Правда, в настоящее время соблюдаются не все ритуалы, а некоторые, например, праздник Лося, вообще, канул в Лету. Немногие сейчас знают о «Вороньем дне». Многие церемонии приноровили к современным праздникам. Так, День Советской Армии празднуют вместе с днем Оленевода.

Ханты всегда отождествляют себя с животными, что лишний раз подтверждает их веру в единство природы и человека, поэтому они очень почитают праздник Медведя. Те, кто интересуется наследием хантов, могут посетить их любимый праздник.

Верховное Божество Торум – отец медведя, а мать его прародительница-женщина, поэтому его воспринимают как брата. Хозяин тайги или лесной человек, олицетворяющий высшую справедливость, решающий все спорные вопросы, охраняющий все семьи от заболеваний. Две сущности в одном теле: зверь и человек как зверь, помогающий в тайге, и как человек, помогающий в отношениях между людьми.

Специальным ритуалом сопровождаются «Проводы Лебедя». Взаимоотношения северного человека с окружающим миром заключаются и в вере в существовании духов, которым они поклоняются, приносят им жертвы и подношения. Духи неважно относятся к людям, но если их умилостивить, то они, хотя бы не будут вредить.

Верований много у хантов, правда, современная молодежь, проживающая в городах, несколько отошла от традиций своих предков, но приезжая в свои поселения, они по-прежнему придерживаются своих традиций.


Обратный звонок