Торум-маа – музей-заповедник под открытым небом

Вернуться в базу знаний
“Торум-маа”

Сложно в полной мере представить более чем трехтысячелетнюю историю обско-угорских народов, проживающих на территории сегодняшнего Ханты-Мансийского округа-Югры. Однако, по мнению посетителей окружного этнографического парк-музея «Торум-маа» («Священная земля») в Ханты-Мансийске, ученым-этнографам и сотрудникам музея в полной мере удалось описать и показать весь долгий путь развития народов ханты, манси, ненцев, селькупов, их культуру от древности и до сегодняшних дней.

Музейно-культурные центры созданы сегодня и в Нягани, как и во многих городах и поселках Ханты-Мансийского автономного округа. Снять номер в Нягани, посетить музейный экспозиции, поучаствовать в ярких, запоминающихся праздниках народов Югры приглашаются все жители и гости города.

Для размещения музея под открытым небом «Торум-маа» не случайно выбраны холмы Самаровского чугаса в Ханты-Мансийске (чугас – остров на суше), невдалеке от места слияния великих сибирских рек – Оби с Иртышом. Именно это место – Самаровский городок, теперь – село Самарово, историческая часть Ханты-Мансийска – было избрано князем Белгородским и Иртышским Самаром, погибшим в боях при покорении Сибири отрядами Ермака в XVI веке, для размещения своего двора. Здесь же с древности находились почитаемые языческие святилища.

Традиционные народные праздники

«Торум-маа» – музей под открытым небом – стал популярным местом для посещений гостей города и местных жителей. Здесь проводятся многочисленные народные праздники и представления:

  • свадебные обряды в народном стиле;
  • вороньи праздники;
  • медвежьи игрища;
  • день оленевода с захватывающими соревнованиями и другие, не менее красочные и увлекательные.

Тематические комплексы музея

Стационарная тематическая экспозиция музея воссоздает, начиная с глубокой древности, жизненный уклад обских угров, их культурное наследие, историю жизни и многовековой борьбы людей с суровыми природными условиями Западной Сибири.
Традиции народов ханты и манси неразрывно связаны с особенностями мест проживания. Суровый климат обусловил четкое разграничение условий жизни людей в зимний и летний период. По такому же принципу построены и музейные экспозиции, состоящие из трех основных комплексов:

  1. зимнего поселения;
  2. летнего стойбища;
  3. святилища обских угров

Начинается осмотр с восхождения на Самаровский чугас, где расположено летнее стойбище. Легкие сборные жилища – чумы из шкур и деревянных стоек – идеально приспособлены для летней кочевой жизни, когда за лето выпасаются стада оленей, создаются запасы мяса и рыбы на долгую суровую зиму. На стойбище можно увидеть все необходимое для кочевья, включая хлебные печи (няно-кэр), постройки и приспособления для домашнего хозяйства.

В основе зимнего поселения находится теплое жилище – курная изба. Здесь же размещены лабазы (сараи), поднятые на сваи, необходимые для защиты припасов от животных, суваны (навесы), используемые для хранения хозяйственных принадлежностей, навесы и кострища для привалов.

Торум-Маа – музей под открытым небом – богат на уникальные изделия народных промыслов. На действующей выставке представлены образцы кузнечных мехов, приспособлений для процеживания смолы, охотничьих ловушек и капканов, игрушек, счетных палочек и др.

Святилище, вход в которое охраняет идол, расположено вдали от основных экспозиций. Здесь находятся идолы – прообразы сыновей верховного бога народов ханты и манси Нуми Торума. Далее – место священного амбара (храма для жертвоприношений).

Все эти важные музейные экспонаты – бесценные свидетельства истории и культуры народов, издавна населяющих земли Западной Сибири.


Обратный звонок