Мифы и реальность народов ханты и манси

Вернуться в базу знаний
Мифология

«Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» (А.С. Пушкин)

Народный фольклор –  неистощимая сокровищница, содержащая в себе мудрость многих поколений. Представления древних о явлениях природы, происхождении людей, живой природы, земли и вселенной в целом воплотились в мифы и священные сказания.

Ханты-мансийская мифология включает глубокие философские воззрения о происхождении жизни и смерти, о влиянии высших, сверхъестественных сил на происходящее в жизни и в природе, о важнейших нравственных категориях.

В настоящее время известны различные жанры, характерные для народного фольклора народов ханты и манси: сказки, песни, рассказы, загадки и мифы, как основа языческих верований. Много интересного о мифах обских угров можно узнать в музейно-культурном центре Нягани – достаточно снять гостиницу в Нягани и выделить небольшое количество времени для просмотра музейной экспозиции.

Вот некоторые из бытующих мифов, передаваемых из поколения в поколение:

► Главные боги, управляющий тремя сферами – воздушной, земной и водной – Нум-Торум и его сын Корс-Турум, в вечном противостоянии с которыми находится злой дух Куль-Отыр. Существует два варианта происхождения земли: один из них – земля была поднята из глубин океана сказочным персонажем – гагарой Лули, другой гласит: землю поднял над поверхностью океана Куль-Отыр.

► Власть над стихиями в ханты-мансийской мифологии распределена между сыновьями Нуми-Торума. Так, над зверями и рыбой властвует Полум-Торум, живущий на одноименной реке Полум. Небесный надзиратель, которому принадлежит посредничество между миром и богами – Мир-суснэ-хум (его мать Калташ-эква или Сорни-эква – богиня земли, Золотая баба).

► Следующие сыновья Нуми-Турума: Аутья-атыр – щука, живущая в водах Оби, Нёр-Ойка, покровительствующий оленьим стадам и находящийся на озере Ялпын-тур, Хонт-Турум – грозный бог войны, Сяхыл-Турум – бог грома. Бог войны наделен помощниками – Хуси, Энки.

► Среди богинь выделяются Хотал-эква, именующаяся богиней солнца, Най-эква (эква – женщина, девушка) – богиней огня. Мых-ими – земля-старуха, богиня, защищающая от болезней.

В мифах ханты и манси упоминаются и низшие духи, влияющие на благополучие и здоровье людей, среди которых мис – добрый дух леса, утчи – дух, живущий в лесной чаще. Добрые духи приносят людям удачу, поэтому вести себя с ними следует доброжелательно. Духам присваивается возможность управлять определенными силами природы – таким образом, в мифологии персонифицируются природные явления.

В различных селениях духи часто именуются по-разному. Есть и мифологические персонажи, которых население считает своими предками – тотемами. В качестве тотема могут быть филин, стрекоза, трясогузка и другие животные и птицы – охота на них запрещена. К примеру, в селении Хурум-пауль тотемом был признан филин Йипыг-ойка (ойка – старик).

Мужчины и женщины манси, согласно мифологии, имеют разное количество душ: мужчина – 5-7, женщина – 4-6 душ. Две, наиболее важные, души, способны пройти реинкарнацию. Одна из них вселяется в ребенка соответствующего пола, вторая – отправлялась к Куль-Отыру.

Кстати, слово у хантов и манси не является абстрактным понятием – ему придается особое, материальное значение и отводится, как любой вещи, определенное место в пространстве. Это означает, что изменять детали в повествованиях народного эпоса не допускается.


Обратный звонок